08.10.2024

Функциональная грамотность

→ Перейти к нормативным документам

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление – это процесс, прежде всего процесс генерации идей. Поэтому компетенция «креативное мышление» = Умение генерировать идеи». Сама по себе генерация не является самоцелью любого бизнеса, поэтому креативное мышление существует также на стыке с другими компетенциями: критическое мышление (умение оценивать идеи), коллаборативность (умение придумывать в команде), образное мышление (умение визуализировать идеи) и т.д.

6. Глобальные компетенции – это способности:

– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Актуальная информация доступна на официальном сайте Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования в разделе Оценочные процедуры.

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

• ФГБНУ «ФИПИ»
•Сайт «Российская электронная школа»
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте «Российская электронная школа»
•Банк заданий на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования
Открытый банк заданий PISA на сайте ФИОКО

Нормативные документы

• Письмо Комитета по образованию от 23.11.2022 № 03-28-10482/22-0-0 «О проведении мониторинга по функциональной грамотности».
• Письмо Комитета по образованию от 27.01.2023 №03-28-589/23-0-0 “О проведении регионального мониторинга (метапредметная работа по естественным наукам)”.
• План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2023/2024 учебный год.
• Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга  “План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год” №1936-р от 03.10.2022.
• Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.11.2022 № 2177-р “Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год”.
• План мероприятий “Дорожная карта по формированию функциональной грамотности” отдела образования администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга.