08.10.2024

Образовательные стандарты и требования

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17 октября 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) 6 октября 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) 17 декабря 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) 15 июня 2012.

С 1 сентября 2022 года вступил в силу обновлённый ФГОС начального и основного общего образования для первых и пятых классов. Опубликованы Приказы о внесении изменений во ФГОС начального и основного общего образования.

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”.

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования”.

 

Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП Федерального уровня

С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ)

Это единые программы обучения. Они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Школы обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

ФООП начального общего, основного общего и среднего общего  образования одобрены Федеральным учебно-методическим  объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).

Федеральная образовательная программа начального общего образования.
Федеральная образовательная программа основного общего образования.
Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023г. № 03-68 О направлении информации (О введении федеральных основных общеобразовательных программ).
ФЗ О внесении изменений в ФЗ Об образовании и ст. 1 ФЗ об обязательных требования в РФ от 14.09.2022г.

Что важно знать о внедрении ФООП родителям.
Информация о введении ФООП.

ФОП по каждому уровню включает 3 раздела:

  • целевой — определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
  • содержательный — включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания;
  • организационный — включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, определяющие общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы.

ФОП по каждому уровню предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ:

  • ФОП НОО — по Русскому языку, Литературному чтению и Окружающему миру;
  • ФОП ООО – по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществоведению, Географии, Основам безопасности жизнедеятельности.

Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ.

Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов.

Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия.